Горячая линия по борьбе с поджогами и лесными пожарами - 8 (391) 266-12-56

Особенности привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан

26 декабря 2018 г.
АКТУАЛЬНЫЙ

 

Красноярский край
Прокуратура Сухобузимского района


На трудовые правоотношения с иностранными гражданами распространяются общие требования российского законодательства. Тем не менее, нормативные правовые акты устанавливают исключения и дополнительные требования к трудовым отношениям с иностранными гражданами.

Иностранный гражданин, находящийся на территории РФ, может иметь один из трёх статусов: временно пребывающий (на основании визы, срок действия которой от 30 суток до 3 лет, или в безвизовом порядке сроком до 90 суток суммарно в течение каждого периода 180 дней); временно проживающий (на основании разрешения на временное проживание сроком действия не более 3 лет), постоянно проживающий (на основании вида жительство сроком действия 5 лет, который может продлеваться неограниченное количество раз).

Трудовые отношения с постоянно проживающими в РФ иностранными гражданами регламентируются также, как и с гражданами РФ. Исключение составляет обязанность работодателя уведомить орган миграции о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», далее тексту- закон №115-ФЗ). Кроме того, иностранным работником в РФ вне зависимости от его статуса может быть только лицо, достигшее возраста 18 лет (п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ).

Правоотношения с представителями остальных статусов имеют ряд особенностей.

Так, работодателю необходимо получить разрешение на привлечение и использование временно пребывающих на основании визы иностранных работников (п.п. 1 п. 4, п.п. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона №115-ФЗ) и потребовать полис ОМС. Кроме того, работодатель обязан потребовать от работника разрешение на работу или патент, разрешение на временное проживание в РФ, вид на жительство (ст. 327.3 Трудового кодекса Российской Федерации) и включить сведения о них в трудовой договор.

В соответствии с ч. 16 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ, в случае указания в патенте, выдаваемом на территории субъекта Российской Федерации, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина, иностранный гражданин не вправе осуществлять на территории данного субъекта Российской Федерации трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), которая не указана в патенте.

Уполномоченным органом в сфере миграции в патентах, выдаваемых трудовым мигрантам, как правило, указывается профессия, к работе по которой допущен иностранный гражданин. Профессии рабочих и должности служащих перечислены в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР), принятом постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367.

Описание выполняемых трудовых функций для каждой профессии или должности содержится соответственно в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС), Единой номенклатуре должностей служащих и Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.

Так, например, наиболее часто уполномоченным государственным органом в патентах указывается профессия «подсобный рабочий». Согласно § 271 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 1, раздел «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйств», утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30, применяющегося на территории Российской Федерации в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 12.05.1992 № 15а., к числу функций подсобного рабочего относятся: выполнение подсобных и вспомогательных работ на производственных участках и строительных площадках, складах, базах, кладовых и т.п., погрузка, разгрузка, перемещение вручную или на тележках (вагонетках) и штабелирование грузов, не требующих осторожности (рулонных материалов, паркета в пачках, ящиков, бочек, картона, бумаги, фанеры, пиломатериалов и т.п.), а также сыпучих непылевидных материалов (песка, щебня, гравия, шлака, угля, мусора, древесных опилок, металлических стружек и других отходов производства), чистка территории, дорог, подъездных путей, уборка цехов, строительных площадок и санитарно-бытовых помещений, мытье полов, окон, тары, посуды, деталей и изделий.

Привлечение иностранного гражданина, имеющего патент с указанием в нем профессии «подсобный рабочий» к другим работам, даже имеющим смежный характер, но отличным от вышеописанных, незаконно. Нельзя привлекать иностранных граждан, в патентах которых указана профессия «подсобный рабочий», к работам, характерным и свойственным для других профессий, перечисленных в ЕТКС, например «Кочегар технологических печей», «Транспортерщик», «Оператор на автоматических и полуавтоматических линиях в деревообработке» и т.д.

Нарушение вышеуказанных требований закона о порядке и условиях привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан может повлечь административную ответственность работодателя по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ. Санкция указанной части ст. 18.15 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Следует отметить, что согласно примечанию 2 к ст. 18.15 КоАП РФ, в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная данной статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

В свою очередь, выполнение работы по профессии, отличной от указанной в патенте, также влечет административную ответственность иностранного гражданина по ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ, а повторное совершение данного правонарушения в течение одного года в соответствии с ч. 3 ст. 18.10 КоАП РФ влечет административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации.

 

 

Помощник прокурора                                                                      Е.А. Матикова

Документ опубликован: 26.12.2018,
Официальный интернет-портал Сухобузимского района

Назад


Постоянный адрес документа:   http://suhobuzimo.ru/docs?id=2468

© 2007-2024 год «Официальный портал Сухобузимского района». Все права защищены.
При использовании материалов прямая гиперссылка обязательна.
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail: dev@suhobuzimo.ru
Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.

  • Работает на InstantCMS Иконки от FatCow / Mem: 2,59 Mb Time: 0.0929 s /
Яндекс.Метрика
РЕЖИМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МО:
ПОВСЕДНЕВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: