Новый закон о защите прав потребителей в 2020 году
17 февраля 2021 г.
Новый закон о защите прав потребителей в 2020 году
В 2019 году правительство внесло немалое количество поправок в Федеральный закон о ЗПП. Среди изменений текста закона следует выделить:
- Добавление статьи, регламентирующей форму и порядок оплаты. Благодаря поправке продавцы теперь вынуждены предоставлять потребителям несколько форм для оплаты: безналичную и наличную. Однако данное правило касается лишь тех торговых точек, товарный оборот которых находится на уровне 40 миллионов рублей в год. Если же магазин имеет меньший оборот, то его владелец не обязан устанавливать терминалы.
- В 24 статью ЗоЗПП добавлен пункт, согласно которому продавец обязан вернуть не только цену товара, но и проценты, если приобретенный продукт был куплен в кредит.
- Добавление поправки, благодаря которой стала возможной передача полномочий государственного органа надзора напрямую исполнительной власти.
- Дополнение статьи 42. Согласно новому тексту закона подача жалобы на торговую точку вправе производиться лично, через почтовую службу, через МФЦ или через интернет.
- Упразднение статьи 38, регулирующей бытовое обслуживание.
- Добавление статьи 42.3, описывающей подачу и рассмотрение жалоб потребителей. Обновление статьи позволило покупателям выполнять подачу заявления не только в письменном, но и в электронном виде. Более того, на основании обновленного текста Федерального закона потребители получили возможность отправки жалоб прямо через сайт Роспотребнадзора или через официальный портал Госуслуги.
- Добавление пункта 2 в статье 42.1, на основании которого будет осуществляться защита прав покупателей в рамках региональных программ. Именно данный пункт предусматривает содействие региональных государственных органов общественным объединениям, осуществляющим надзор за соблюдением прав потребителей.
- Упразднение части 3 статьи 44.
Как действует закон о ЗПП в последней редакции в 2020 году
Закон о защите прав покупателей имеет множество особенностей, благодаря которым продавец вправе избежать ответственности. Поэтому прежде, чем обратиться в магазин, покупателю следует детально изучить все возможные действия продавца, нежелающего принимать некачественный товар или менять его на аналогичный и особо обратить свое внимание на статьи 5,7,18,25,29.
Права и обязанности сторон
Закон о защите прав покупателей имеет множество особенностей, благодаря которым продавец вправе избежать ответственности. Поэтому прежде, чем обратиться в магазин, покупателю следует детально изучить все возможные действия продавца, нежелающего принимать некачественный товар или менять его на аналогичный и особо обратить свое внимание на статьи 5,7,18,25,29.
Закон о Защите прав потребителей посвящен защите прав потребителей и следует знать, какими именно правами они обладают и от кого и чего их следует защищать. Проанализировав положения Закона, можно определить права потребителей на:
- просвещение (ст.3);
- безопасность (ст.7);
- информация об изготовителе (ст.8);
- высокий уровень качества (ст.4);
- безвозмездное устранение недостатков (ст. 18,29);
- обмен товара (продукта) (ст.18,25);
- отказ от выполнения обязательств по договору (ст.18);
- возмещение в полном объеме вреда, причиненного недостатками (ст.14);
- компенсация материального и морального вреда (ст,15).
Другими словами, ЗоЗПП предоставляет покупателям государственную защиту.
При несоблюдении прав покупатель вправе обращаться в следующие государственные инстанции:
- суд;
- Роспотребнадзор.
- ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области»
Однако для получения возможности обращения в вышеперечисленные службы обманутому покупателю предварительно следует оформить досудебную претензию и передать ее продавцу. В случае, если в течение 10 регламентированных дней заявка потребителя не рассматривается, он получает возможность перевести спор в другую юридическую плоскость.
При этом передача документов в вышестоящие государственные инстанции осуществляется одним из перечисленных ниже способов:
- лично;
- через почтовую службу;
- онлайн через единый портал идентификации и аутентификации.
Порядок возврата товара
Покупатель имеет право производить возврат товара по нескольким причинам:
- Неподходящий размер или фасон одежды.
- Отсутствие необходимых функций, заявленных производителем.
- Изделие не выполняет свои непосредственные функции.
- Приобретенные продукты имеют истекший срок годности.
- Несмотря на то, что срок годности продуктов не истек, они потеряли свои съестные качества.
- Неполная комплектация изделия.
- Нарушение заводской упаковки.
- Наличие на новом товаре следов эксплуатации.
Возврат средств, уплаченных за некачественный товар производится по следующей схеме:
- обращение в магазин;
- подача устной претензии к качеству товара;
- написание претензии в свободной форме с указанием дефектов товара;
- получение денежных средств или аналогичного изделия.
Обратите внимание! Если письменная претензия также не была рассмотрена продавцом, покупатель получает право обратиться в суд или Роспотребнадзор.
Для того, чтобы обменять и сдать некачественный товар покупателю необходимо иметь при себе документ, доказывающий факт покупки в конкретной точке продаж. В качестве подобных бумаг служат:
- кассовый чек;
- свидетельские показания;
- выписки с банковского счета;
- согласие владельца магазина;
- видео или фотоматериалы.
Возврат денежных средств осуществляется в течение 10 дней с момента подачи обращения. При необходимости, продавец имеет право отправить изделие на независимую экспертизу.
Согласно законодательству, возврату подлежат лишь те товары, которые:
- не имеют следов непосредственного использования;
- сохранили свой товарный вид, включая заводские пломбы и этикетки;
- сдаются в сопровождении чека или иных документов, подтверждающих факт покупки.
Обратите внимание! В законе оговорен определенный перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату. К таковым относят: лекарства, расходные материалы, предметы личной гигиены, ткани, книги и так далее. Полный перечень изделий, которые нельзя вернуть при наличии надлежащего качества, возможно найти в тексте Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55,закона о Защите прав потребителей.
При возврате некачественного изделия покупателю обязаны предложить несколько вариантов возмещения:
- устранение неисправностей за счет продавца;
- уменьшение стоимости в зависимости от характера дефекта4
- замена товара на аналогичный;
- замена изделия на иную модель с перерасчетом итоговой стоимости;
- полный возврат средств.
Навязывание услуги
Статья 16 закона о ЗПП устанавливает, что продавец не имеет права навязывать покупателю дополнительные услуги или товары. В случае, если подобный прецедент случается, покупатель получает возможность взыскать с продавца сумму убытков, понесенных ввиду покупки навязанных товаров или услуг.
Нередки случаи, когда продавцы навязывают покупателю подписание невыгодных соглашений, противоречащих интересам потребителя. В таком случае последний вправе обратиться суд с просьбой признать подобный договор ничтожным и потребовать взыскание с реализатора определенной суммы в качестве морального ущерба.
Как насчитывается неустойка
Неустойка по ЗПП положена лишь в тех случаях, когда имеет место ненадлежащее выполнение обязательств по договору купли/продажи. Продавец обязуется выплатить неустойку при нарушении следующих пунктов закона:
- о возврате средств за некачественное изделие;
- о замене некачественного продукта на аналогичный;
- об устранении недостатков изделия по гарантии;
- о снижении стоимости товара в соответствии с затраченными на его починку средствами;
- о возмещении убытков;
- о предоставлении подменного товара с аналогичным функционалом.
Согласно букве закона, размер неустойки составляет 1% от стоимости товара за каждый день просрочки. При этом имеются следующие особенности:
- факт частичной или полной оплаты товара покупателем не играет роли;
- конечный размер неустойки не превышает стоимости изделия;
- неустойка начисляется до того момента, пока продавец не удовлетворит требования потребителя.
Пример расчета неустойки: покупатель купил изделие за 100000 рублей. Спустя 1 день потребитель обнаружил дефект и сообщил об этом продавцу. Последний взял продукт и пообещал устранить неисправность в течение семи дней. По истечении оговоренного срока изделие все еще находится у продавца. Покупатель ждет еще 20 дней и принимает решение расторгнуть договор купли продажи. Таким образом, помимо 100000 рублей стоимости изделия, продавец обязан вернуть неустойку в размере: 1000 * 20 = 20000 рублей.
Помимо неустойки покупатель вправе взыскать:
- компенсацию морального ущерба;
- все убытки, понесенные вследствие приобретения некачественной продукции;
- штраф, положенный по статье 13 пункту 6 ЗоЗПП.
Ответственность за нарушения
Согласно статье 43 ЗоЗПП за нарушение прав потребителей продавец несет один из видов ответственности:
- административную;
- уголовную;
- гражданско-правовую.
Разновидность ответственности зависит от вида нарушения прав и интересов покупателя. Всего существует две причины, по которым продавца возможно привлечь к ответственности:
- несоблюдение условий, оговоренных в договоре купли/продажи;
- игнорирование продавцом норм законодательства, например, умышленное не предоставление товарного чека.
Привлечение к ответственности производится на основании инициированных обманутым покупателем государственных проверок. В случае, если вина продавца доказывается, последнему предстоит понести административную ответственность и оплатить целый перечень различных штрафов.
Уважаемые потребители, в случае необходимости получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении претензий обращайтесь в администрацию Сухобузимского района, телефон «горячей линии» - 8 (39199)2-1484
Для проведения лабораторных исследований Вы можете обратиться - в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» личный прием граждан организован в консультационном центре по защите прав потребителей по адресу г. Красноярск, ул. Киренского, 71. Консультации можно получить по телефону «горячей линии» 8 (391) 202-58-35; 223-00-06 и skype: konszppfbuz, в рабочие дни с 09.00 час. до 12.00 час. и с 13.00 час. до 16.00 час.
Также оставить свое обращение можно на официальном сайте Управления: http://24.rospotrebnadzor.ru/.
Использованы материалы ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Администрация Сухобузимского района
Документ опубликован: 17.02.2021,
Официальный интернет-портал Сухобузимского района
Постоянный адрес документа: http://suhobuzimo.ru/docs?id=3265